Продолжая тему: как составить бизнес план самому, рассмотрим раздел бизнес плана — маркетинг. Написание раздела маркетинга при составлении бизнес плана является одним из основных моментов. Именно в этом разделе необходимо четко показать, как предприниматель будет продавать свой товар или услугу, как собирается воздействовать на рынок, чтобы достичь намечаемых объемов продаж, как планирует строить продажи, какими методами рекламы и продвижения намеревается пользоваться. Поэтому к написанию этого раздела бизнес плана стоит подходить с особенной тщательностью. Также нужно стараться подойти к описанию информации в простой и доступной форме, чтобы информацию легко могли воспринимать различные категории людей, так как данный раздел всегда очень тщательно читается или просматривается потенциальными инвесторами, банкирами, кредиторами, партнерами и т.д.
Фактически данный раздел бизнес плана, состоит из двух частей. Первая часть — это описание рынка, на который собирается выйти предприниматель: описание потенциала рынка, исследование и описание конкурентов, описание потенциальных клиентов или целевой аудитории. Вторая часть — это описание продукта (товара или услуги), предполагаемого к реализации: описание продукта, описание методов реализации, ценообразование, методы продвижения и рекламы продукта (товара или услуги).
В итоге после написания раздела бизнес плана — маркетинг, у предпринимателя должна получиться четкая картина рынка, на котором будет продвигаться его продукт, а также четкий план действий по продвижению и реализации предлагаемого продукта.
Для успешного написания первой части раздела маркетинга можно воспользоваться разработкой маркетинговой стратегии, называемой «Три К». Эта стратегия называется исходя из трех основных компонентов, рассматриваемых при ее составлении:
компания — описание сильных и слабы сторон фирмы предпринимателя;
конкуренция — описание основных конкурентов предпринимателя;
клиенты — описание потенциальных клиентов и определение целевой аудитории.
Итак, анализ компании позволит предпринимателю определить свои слабые и сильные стороны, т.е. его преимущества и недостатки, а также определить внешние факторы, которые влияют на деятельность компании, т.е. внешние угрозы и возможности. Как правило, для такого анализа применяется SWOT-анализ, позволяющий систематизировать все эти показатели и на основании их раскрыть потенциал развития компании, а также выработать адекватную модель управления компанией.  Проведение SWOT-анализа необходимо делать постоянно, хотя бы один раз в год. Поэтому после запуска бизнеса, введите себе за правило проводить такой анализ ежегодно. Это даст возможность следить за изменением ситуации в компании и в вашем бизнесе, а также даст информацию для совершенствования управления бизнесом.
Анализ конкуренции позволяет предпринимателю получить данные о его прямых конкурентах уже работающих на рынке. Здесь следует помнить, что конкуренты бывают прямые и косвенные. Прямые конкуренты занимаются такими же товарами или услугами, как и предприниматель, готовящий бизнес план. Косвенные конкуренты — это конкуренты, занимающиеся товарами заменителями. Например, если вы планируете открыть небольшой ресторанчик, то вашими прямыми конкурентами будут подобные ресторанчики, находящиеся у вас в городе. Вашими косвенными конкурентами будут, например, сети фаст-фудов, которые также борются за клиента, который должен утолить голод, или же супермаркеты, предлагающие уже готовые блюда собственного изготовления.
Для анализа конкурентов необходимо собрать информацию о ценах конкурентов, их способах реализации товаров или услуг, каналов продвижения, способах рекламы. Хорошо бы также проанализировать их место положение. Результатом анализа станет информация о потенциальном объеме рынка, об уровне цен на реализуемые товары, услуги, а также информация об уровне конкуренции на существующем рынке (сильная, умеренная или слабая).
Анализ клиентов позволяет определить предпринимателю его потенциальных клиентов. Результатом такого анализа будет составление портрета потенциального клиента. Полученный анализ даст предпринимателю четкое определение целевой аудитории без знания, которой не возможно будет разработать план продвижения своего бизнеса, или как его еще называют маркетинговый план. Подробно об определении целевой аудитории читайте здесь.
После разработки маркетинговой стратегии «Три К», переходим к составлению маркетинговой программы «Четыре П», ее еще называют маркетинг-микс. Ее назвали так потому что, она предполагает разработку мероприятий, направленных на продвижение самого продукта (товара или услуги), и состоит она из четырех компонентов — на англ.языке звучащих как:
Product — Продукт — то, что вы продаете;
Price -  Цена — по какой цене будет реализовываться (товар или услуга);
Place  — Место -  как вы будете продавать, используя какие механизмы сбыта;
Promotion — Продвижение — специальные методы продвижения продукта (сюда входит реклама, прямой маркетинг, PR).
Фактически, вторая часть данного раздела бизнес плана — это ни что иное, как план продвижения вашего товара или услуги. Опишите следующее:
продукт — здесь необходимо описать ваш товар или услугу, для кого он предназначен, какие он решает проблемы для клиентов, кто будет основным потребителем товара или услуги, какие будут предполагаемые объемы продаж.
цена — используя данные, полученные из анализа рынка и конкурентов, определите уровень цен, по которым будет продаваться товар или услуга.
место — используя информацию из анализа конкурентов и клиентов, опишите способы реализации товара или услуги: через магазин, через Интернет-магазин, прямые продажи, оптовые продажи и т.д.
продвижение — самый основной подраздел. Здесь надо описать те методы рекламы и продвижения, которые будут использоваться для достижения намечаемых объемов реализации. Учитывая свою целевую аудиторию, представьте перечень видов рекламы и продвижения, которыми будете пользоваться. Составьте перечень с указанием частоты использования видов рекламы, ценами, суммами предполагаемых расходов на рекламу и продвижение.
Обязательно в конце раздела укажите:
намечаемый объем реализации товаров или услуг в натуральных величинах, помесячно, учитывая сезонность и время выхода на запланированный объем реализации;
цены реализации;
объемы реализации в денежном выражении — произведение намечаемых объемов реализации и цен реализации товаров или услуг;
перечень рекламных мероприятий, с указанием суммы расходов, затрачиваемых в разрезе каждого месяца.
В итоге вся эта информация будет являться входящими данными для разработки финансового плана бизнес плана.
- See more at: http://www.pro-biznes.com/biznes-planir … YyPM6.dpuf
Автор: Михайлов Артём